Речь – важнейший способ коммуникации в человеческом обществе. Развивать умение выражать свои мысли, желания и чувства словами необходимо с раннего детства. Причем входит в это не только собственно звукоподражание и знание слов, но и установление связи между словами и интонацией, предложениями и действиями, потребностями и необходимостью.
Развивать речь начинают намного раньше, чем ребенок сумеет сказать хотя бы слово.
Особенности формирования речи у ребенка
Коммуникация с окружающими включает не только слова, но и интонацию, жесты, контакт взглядов, прикосновение, мимику. Ответная улыбка – едва ли не самый надежный признак того, что малыш хочет общаться с окружающим миром и изучать его.
Напротив, если ребенок за 3 месяца не научился улыбаться, не проявляет интереса к речи взрослого, нужно обращаться к врачу. Это крайне неприятный признак.
Развитие весьма индивидуально и границы его установлены мягко. Тем не менее, есть ряд условий и признаков, при которых можно считать развитие речи нормальным.
- Отсутствие неврологических и тяжелых физических заболеваний – залог нормального развития речи. Больной ребенок слишком страдает, чтобы развивать свои когнитивные способности.
- Активное общение – обязательное условие. Только во время общения возникает надобность в коммуникации, в выражении своих желаний. Если разговаривать не с кем, речь не будет развиваться.
- Вслушивание в слова – взрослые, конечно, не помнят, как сложно отделять одни звуки от других. В первый год практически безмолвного общения с миром, ребенок делает именно это – определяет границы слов, отделяет одно от другого и связывает с предметами.
- Повторение слов – охотное, с немедленным использованием во время игры. Выступает прекрасным признаком правильного развития. Напротив, если малыш не желает повторять слова, сжимает зубы, это плохой симптом.
- Правильное повторение слов – признак нормы. Поэтому врачи-логопеды рекомендуют родителям не засорять память младенца неправильными сокращениями и исковерканными словами.
Если малыш проговаривает свои желания, о развитии речи можно уже не беспокоиться. Нужно следить за формированием хорошего словарного запаса.
В общем, считается, что девочки произносят первые слова раньше и раньше используют «взрослые» слова, чем мальчики. Последние, напротив, быстрее осваивают фразовую речь.
Что влияет на развитие речи?
Этот процесс сложен, длителен и зависит от множества факторов.
- Слуховое внимание – если малыш чересчур быстро научается выделять слова, падает его слуховая чувствительность, то есть не развивается музыкальный слух. Поэтому родителям рекомендуют не только говорить, но и петь ребенку.
- Моторное – между развитием координации и речи есть прямая зависимость. Малоподвижный ребенок обучается намного медленней.
- Эмоциональное развитие – отсутствие контакта со взрослыми, тем более эмоционального, крайне пагубно влияет на речевые навыки. Общество детей его не заменяет: ребенку нужен кто-то, кто обладает большим количеством знаний.
- Собственно, общение – чем меньше разговаривают с ребенком, тем хуже он развивается. Гаджеты, обеспечивающие звучание, ни в коей мере общения не заменяют. Это лишь средства отвлечения внимания.
- Интеллектуальный рост – от гуления и лепета ребенок постепенно добирается до отдельных звуков, слогов и слов.
На первых порах он обычно осваивает «рыбий» язык и повторяет одни и те же звуки часто и не к месту. Это и есть процесс обучения.
Этапы доречевого развития детей
Речь базируется на словах. Однако выучить их можно только, если наличествуют другие механизмы: развитый голосовой аппарат, способность к коммуникации, условия для общения.
Различают несколько стадий доречевого развития.
- Крики и плач – первые методы младенца привлечь к себе внимание. Здоровый ребенок плачет с «интонацией», в крике можно различить отдельные звука «А» и «Э». Если малыш издает пронзительный монотонный плач, нужно обращаться к специалистам.
- Спустя месяц ребенок начинает вслушиваться в речь взрослого, понимает, что обращаются к нему и успокаивается. На 5–8 неделе младенец пытается улыбаться в ответ, после 8 недели улыбка становится настоящей – осознанной. К 9–12 ребенок научается смеяться.
- С 6–8 недели, а порой и раньше малыш осваивает гуление. Настоящее или певучее гуление появляется позднее – ко 2–3 месяцу. К 5–6 звуки усложняются и появляются узнаваемые слоги. Обычно ребенок их не произносит, а выпевает. К полугоду малыш начинает издавать повторяющиеся короткие слоги, наподобие, ма-ма-ма. Это лепет.
- К 9 месяцам лепет переходит к интонационной речи. Слова, как определители предметов, при этом могут отсутствовать, хотя звуки – слоги, складываются в присущие для родного языка конструкции. Малыш лепечет при обращении к нему, при звучании новых слов. Так же он понимает, что означают некоторые, обращенные к нему фразы, и реагирует.
- К году у малыша появляется слова, определяющие предметы: мама, папа, би-би – машинка обычно. Причем объекты ребенок различает не только вживую, но и на картинке, что указывает на развитие абстрактного мышления.
С этого момента голосовой аппарат можно считать полностью подготовленным. Начинается стадия интенсивного понимания речи и накопления словарного запаса.
Как стимулировать речевое развитие
Речь у ребенка начинают стимулировать со дня рождения и даже раньше – напевая колыбельные еще во время беременности. Другие рекомендации таковы:
- нужно говорить с малышом еще с пеленок. Общение – самый важный элемент развития;
- при прямом обращении к малышу, нужно давать короткие инструкции, на 1 слово больше, чем говорит ребенок. Вместо «дай» – «дай воды», вместо «гулять» – «пойдем гулять»;
- обязательно нужно петь;
- малышу нужно демонстрировать «силу» слова, то есть привязывать речь к действиям. Например, он тянет маму за руку, понуждая встать. Нужно добиться, чтобы он сказал «пойдем», а только потом вставать;
- речевые зоны стимулирует развитие моторики, как мелкой, так и крупной. С малышом нужно гулять, танцевать, слушать музыку и смотреть картинки;
- более взрослому ребенку предлагают рассказывать о прогулке, о картинке, описывать игрушки.
Важно заниматься с детьми каждый день, пусть и не долго. Это куда эффективней, чем посвятить им 1 день, перегрузив информацией, а потом оставлять без внимания.
Отклонения при формировании речи
Есть ряд признаков, свидетельствующих о нарушениях в развитии речи. Причем проявляться они могут еще на стадии неречевого развития. Симптомы таковы:
- отсутствие гуления;
- нежелание повторять слова;
- отсутствие интереса к речи взрослых;
- нарушения темпа речи – остановки, сбивания, ускорения или замедления, никак не связанные с эмоциональной окраской;
- непонимание смысла слов, случайный набор слов;
- нежелание контактировать со сверстниками, с новыми людьми в окружении.
Витаминный комплекс «Доромарин»
На развитие речи сильно влияет физическое состояние малыша. Если ребенок часто болеет, мало двигается, он не в состоянии проявить интерес к окружению. Помочь здесь может не только консультация врача, но и организация правильного питания.
Витаминный комплекс для детей «Доромарин» на базе бурых морских водорослей – кладезь витаминов, микро- и макроэлементов, необходимых для нормального роста малыша. Препарат включает морской кальций, требуемый для развития скелета и мышц, витамины группы B, PP, A, C, D, E. Так как в состав комплекса входит ламинария, она служит источником цинка, железа, йода. «Доромарин» выступает эффективным средством для предотвращения детской анемии.
В препарат добавляют свежий фруктовый сок, так что бикомплекс вполне по вкусу детям.
Развитие речи у детей – сложный многоэтапный процесс. Главное условие – внимание и любовь взрослых, их желание общаться и играть с ребенком. Только полноценный контакт с родителями, родственниками, другими людьми обеспечивает правильное формирование речи.